ФЗ «О статусе военнослужащих»: последняя редакция 2021 года


Какие были внесены изменения?

В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2021 года.

Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15 тут:

В апреле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней.

Это важно знать: Правила и порядок возврата товара купленного в интернет магазине

Порядок и условия его предоставления определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны (ФСО).

Постановлением Конституционного суда РФ от 16 ноября 2021 года по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 федерального закона о статусе военнослужащих в связи с жалобой гражданина, названный пункт был признан частично несоответствующим положениям Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим суть некоторых наиболее важных статей закона о статусе военнослужащих.

Статья 2 ФЗ-76 о гражданах, имеющих статус военнослужащих, гласит, что данные граждане проходят военную службу по контракту или призыву в соответствии с Федеральным законом 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и определяет круг лиц, относящихся к данной категории и имеющих данный статус.

Статья 11 ФЗ-76 о служебном времени и праве на отдых описывает порядок определения общей продолжительности еженедельного служебного времени, затрагивает вопрос длительности боевых дежурств, учений, походов кораблей и т.д, за участие в которых военнослужащим после предоставляются дополнительные компенсирующие сутки отдыха или может быть выплачена по их просьбе денежная компенсация (данное положение не относится в военным, проходящим службу в соединениях и частях постоянной готовности).

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Лицам, проходящим службу по призыву, а также контрактную службу в военных образовательных организациях, учебных частях, а также в войсках постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха каждую неделю.

В 11 статье закона о статусе военнослужащих также прописывается продолжительность ежегодного основного отпуска. В зависимости от общего стажа военной службы он составляет в основном от 30 до 45 суток.

Служащим по контракту в местностях с неблагоприятным климатом или экологическими условиями, а также занимающим должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, отпуск продлевается еще на 15 суток. Общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 дней, не считая времени на дорогу.

Статья 15 ФЗ-76 о праве на жилище гласит о том, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильем. Согласно закону о статусе военнослужащих, этот процесс производится двумя способами: путем выплаты денежных средств на покупку или строительство или предоставлением непосредственно объектов недвижимости.

Однако на практике второй вариант в настоящее время практически прекратил свое существование. Во-первых, из-за того, что был дискредитирован многолетними очередями на получение жилья.

Во-вторых, потому что варианты получения единовременной выплаты или участия в военной ипотеке для многих являются более удобными.

Площадь объекта недвижимости или эквивалентная денежная сумма по закону о статусе военнослужащих определяются выслугой лет и составом семьи.

Статья 16 ФЗ-76 о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь описывает данную сферу как совокупность благоприятных условий службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов. Забота о сохранении и укреплении здоровья состава по закону ложится на плечи командиров.

Военнослужащие и граждане, участвующие в военных сборах, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Также прописаны порядок проведения медико-психологической реабилитации, возможность получения дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов, право на санитарно-курортное лечение в санаториях и пансионатах, в том числе вне очереди в связи с получением увечья и многое другое.

Статья 19 закона ФЗ-76 о статусе военнослужащих регулирует права на получение образования по военному профилю, а также права и свободы в области культуры.

Также в 23 статье настоящего закона о статусе военнослужащих указывается, что лицам, уволенным со службы, а также членам их семей при обращении в службу занятости населения предоставляется приоритет при трудоустройстве в различные государственные организации с учетом их специальностей. Прописан порядок исчисления общего стажа работы при последовавшем за увольнением трудоустройством, приоритетное право на получение места для несовершеннолетних детей в школах и детских садах и множество иных аспектов.

Статья 27 закона ФЗ №76 определяет в общем виде должностные и специальные обязанности военнослужащих. Эти обязанности и порядок их исполнения напрямую прописывают федеральные законы, военные уставы и другие нормативно-правовые акты.

К специальным обязанностям отнесены несение боевого дежурства, суточные и гарнизонные наряды, а также участие в ликвидации последствий природных катаклизмов.

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе военнослужащих

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года
Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(В редакции федеральных законов от 31.12.1999 № 229-ФЗ, от 19.06.2000 № 82-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 26.07.2001 № 105-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 27.11.2002 № 155-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.04.2005 № 37-ФЗ, от 27.12.2005 № 190-ФЗ, от 27.12.2005 № 191-ФЗ, от 02.02.2006 № 20-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 17.10.2006 № 163-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 30.12.2006 № 278-ФЗ, от 06.01.2007 № 1-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 16.03.2007 № 36-ФЗ, от 22.06.2007 № 113-ФЗ, от 22.06.2007 № 114-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 254-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, от 04.12.2007 № 324-ФЗ, от 11.06.2008 № 86-ФЗ, от 14.07.2008 № 111-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 177-ФЗ, от 08.11.2008 № 203-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 09.02.2009 № 1-ФЗ, от 14.03.2009 № 34-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 25.12.2009 № 339-ФЗ, от 22.07.2010 № 159-ФЗ, от 08.12.2010 № 342-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 418-ФЗ, от 21.04.2011 № 74-ФЗ, от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ, от 14.06.2012 № 80-ФЗ, от 25.06.2012 № 90-ФЗ, от 28.07.2012 № 137-ФЗ, от 30.12.2012 № 288-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.10.2013 № 277-ФЗ, от 02.11.2013 № 297-ФЗ, от 02.11.2013 № 298-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 405-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 04.11.2014 № 342-ФЗ, от 24.11.2014 № 360-ФЗ, от 20.04.2015 № 97-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 14.12.2015 № 370-ФЗ, от 15.02.2016 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 259-ФЗ, от 22.11.2016 № 394-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 29.07.2018 № 258-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 27.12.2018 № 545-ФЗ, от 06.03.2019 № 19-ФЗ, от 29.05.2019 № 118-ФЗ, от 03.07.2019 № 164-ФЗ, от 16.10.2019 № 339-ФЗ, от 02.12.2019 № 416-ФЗ, от 01.03.2020 № 29-ФЗ, от 08.06.2020 № 176-ФЗ, от 13.07.2020 № 201-ФЗ, от 31.07.2020 № 276-ФЗ, от 31.07.2020 № 287-ФЗ, от 27.10.2020 № 353-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 01.07.2021 № 272-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (В редакции Федеральных законов от 28.06.2002 № 75-ФЗ; от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (В редакции Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

супруга (супруг);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2002 № 155-ФЗ; в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

6. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

7. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

За указанными военнослужащими сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. (В редакции Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 113-ФЗ)

9. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА II. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом

Скачать действующую редакцию 76 ФЗ

Осуществление социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – первостепенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и важнейший фактор воспитания состава.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

За свою почти 20-летнюю историю, закон о статусе военнослужащих претерпел множество изменений и дополнений, и все это — в целях его актуализации.

Совсем недавно 2 декабря 2021 года был опубликован чрезвычайно важный Федеральный закон N 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующую жилищное обеспечение. Это стало огромным шагом навстречу военными.

Поэтому давайте сегодня поговорим об истории вопроса, теории и практике, т. е.

покажем к чему привело принятие этих изменений.

Итак, принятие этого закона стало результатом обстоятельств, которые назревали уже не один год. И особенно обстановка накалилась когда военнослужащих, обеспеченных в свое время жильем как членов семей родителей, начали сотнями снимать с учета нуждающихся в жилом помещении.

На нашем форуме собраны множество историй когда военные с семьями оставались без жилья. Ссылку на тему смотрите ниже.

Снятие с учета нуждающимися происходило несмотря на то, что подобное жилобеспечение в качестве члена семьи происходило в 90-х, начале 2000 годов. Военных снимали с очереди даже не глядя на то, что данных квартир уже и в помине давно не было.

В верховном суде ежегодно находились сотни дел по данному вопросу. То есть вы представляете каковы были масштабы проблемы и число неполучивших из-за этого жилье семей военнослужащих.

И здесь я хочу напомнить, что право членов семьи производно от права военнослужащих, поэтому если военному не положено жилье, то и членам семьи соответственно тоже не положено.

Поэтому в итоге много семей за последние несколько лет остались вообще ни с чем. И при этом зачастую они были бы рады даже вычету полученных квадратов, но увы — и здесь верховный суд не шел навстречу военнослужащим.

Это важно знать: Нюансы закона о тишине в Алтайском крае

Как следует из текста пояснительной записки еще к законопроекту на тот момент ситуация была действительно сложная:

Фактически для военнослужащих существовало дополнительное основание, не предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому они не могли признаваться нуждающимися в жилых помещениях, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.

Поэтому сложившаяся негативная эмоциональная обстановка среди военнослужащих — была уже последней каплей в море негодования и соответственно привела к нововведениям.

И вот наконец все решилось, законодатели внести поправки в статью 15 ФЗ о статусе военнослужащих. В результате, теперь при признании нуждающимся потомственных военнослужащих должен применяться к действиям по намеренному ухудшению 5-летний срок (а не как было ранее за весь период жизни), а также соответственно, учитываться сделки, которые приводят к этому намеренному ухудшению за последние 5 лет.

Некоторые зададут вопрос, а что же делать тем, кому РУЖО вынесло решение об отказе в признании нуждающихся до вступления рассматриваемых поправок.

Разъясняем — вы имеете право повторно подать документы со ссылкой на вступившие в силу изменения в законодательстве.

Идем далее, необходимо обратить внимание на следующую фразу в поправках — Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями. Видите, здесь есть вставка «обеспечение в качестве членов семьи иных граждан». С нашей точки зрения, здесь подразумевается проблема (и она в целом подтверждается судебной практикой), касающаяся участия военнослужащих в приватизации. Так как в прошлом и позапрошлом году была целая серия решений верховного суда о том, что участие в приватизации военнослужащего также является способом его обеспечения от государства.

А раз обеспечивался жильем от государства, то от МО РФ значит ничего больше не положено. Как говорится Без комментариев.

Но в целом будем надеяться, что правоприменительная практика встанет на сторону военнослужащего и больше не будет подобных неразберих.

Далее в 46-м выпуске нашего военно-правового блога мы перейдем к практической строне вопроса и рассмотрим позицию ДЖО. А также обратимся к свежей судебной практике по данному вопросу. И конечно же сделаем выводы удалось ли государству на практике решить обсуждаемаемую проблему с жильем военным.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предназначен определять правовые полномочия, свободы и возложенные на граждан Российской Федерации, имеющих статус защитников Отечества, обязанности. Охватывает лиц, находящихся в действующей армии, бывших военных, уволенных в запас, и их семьи.

На основании законодательного акта, на служащих в рядах ВС, возложена обязанность с оружием защищать своё государство. Выполнять поставленные боевые задачи, зачастую рискуя жизнью и здоровьем.

Ст 16 фз 76 о статусе военнослужащих

Полковник запаса Черемисин Борис Владимирович.

Решением жилищной комиссии управления войсковой части 11902 от 31.03.2006 г. (Протокол № 31) мне было распределено служебное помещение по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, дом 29 «А», кВ. 60. При этом жилищная комиссия исходила из того, что дом по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова 29 «А», расположен на территории закрытого военного городка № 43.

Данное Решение не законно, т.к., в ходе судебного разбирательства Южно-Сахалинским городским судом от 25.11.2004 г. Дело № 2-6669,6670/04:

— установлено, что жилой дом № 29 –А, по ул. Чехова не входит в состав военного городка № 43.

— к этому времени я был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (действие ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ распространяется на закрытые военные городки и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей).

В соответствии с положением «О порядке прохождения военной службы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, ст. 2. п. 4., днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Днем окончания моей военной службы является 18 февраля 2005 г. Именно с этой даты, в соответствии с приказом командира войсковой части 11902 от 11 января 2005 г № 1, я полковник Черемисин Б.В. был исключен из списков личного состава воинской части 11902. В связи с этим положение ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О Статусе военнослужащих», а именно: обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, распространяется на меня в полном объеме.

Не смотря на:

— Решение Южно-Сахалинского городского суда от 25.11.2004 г. Дело № 2-6669,6670/04;

— Распоряжение Правительства РФ 4 ноября 2006 г. № 1514-р «О внесении изменений в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженные Силы Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2000 года, о снятии статуса закрытого с военного городка № 43, в мае 2007 г. Южно-Сахалинская КЭЧ, в лице начальника КЭЧ, заключила со мною Договор найма служебного жилого помещения (Договор от 02.05.2007 г № 151), расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, дом 29 «А», кВ. 60. При подписании Договора мне стало известно, что квартира № 60 имеет статус служебной. Руководство Южно-Сахалинской КЭЧ разъяснило мне, что я в установленном порядке, с разрешения Командующего войсками ДВО, имею право приватизировать предоставленную мне квартиру.

Как мне быть. До н.в. я не могу снять статус служебной и приватизировать квартиру.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

  • мичманов, прапорщиков, офицеров;
  • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
  • матросов, солдат, старшин, сержантов;
  • проходящих службу по контракту.

Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Поэтому государство стремится компенсировать эту особенность жизни различными льготами, поощрениями и дополнительными правами. Тем самым поднимая престиж армейцев, и внося дополнительную мотивацию людям в погонах.

Правовые основы статуса

Правовыми основами статуса защитников Родины в 2021 являются такие нормативы:

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы.
  • Нормы международного права.
  • Международные договоры РФ.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76.

Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Последняя редакция закона 76-ФЗ датирована 03.07.2020. Внесенные здесь изменения уже вступили в силу.

Права тех, кто несет военную службу

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.

Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

Увольнение с военной службы и право на трудоустройство

До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Характеристики социального статуса военнослужащего

Для того, чтобы определить социальный статус военнослужащего и его ключевые характеристики, крайне важно изначально определить права военнослужащего. Согласно Конституции Российской Федерации, права военного представляют собой возможности эффективного исполнения военной службы.
Как полноправный граждане Российской Федерации, военнослужащие также пользуются всеми возможностями, правами и свободами, которые определены и гарантированы законодательными и нормативно-правовыми актами, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации. Тем не менее, они также обладают и некоторыми ограничениями, о которых мы упомянем немного позже, при более глубоком анализе социального статуса военнослужащих и его особенностей. Сейчас мы акцентируем внимание на том, что для успешного осуществления своей деятельности военнослужащий имеет особые права, которые никак не связаны с конкретными воинскими должностями, а также с исполнением каких-либо специальных обязанностей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

К таким правам, которые актуализируют социальный статус военнослужащего, относятся следующие:

  1. Право на ношение, хранение, применение оружия в порядке, который установлен непосредственно законодательством и общевоинским уставом ВС РФ;
  2. Право на то, чтобы ознакомиться с основными документами, которые определяют как права, так и обязанности гражданина по занимаемой им должности в соответствии с военной службой, а также критерии оценки качества работы и условия последующего продвижения в военной службе;
  3. Право на получение всех необходимых документов и материалов, которые нужны военнослужащему для исполнения должностных обязанностей, а также для понимания собственного места в данной системе;
  4. Право на принятие должностных решений в соответствии с полномочиями, которые закреплены за военнослужащим в соответствии с его возможностями, статусом и социальной ролью.

Также социальный статус военнослужащего позволяет ему по собственной инициативе принимать участие в конкурсе на замещение вакантных вакансий и воинских должностей; он может продвигаться по службе, что повлечет за собой увеличение денежного содержания. Военнослужащий также опирается на результаты своей службы, стаж собственной военной службы, а также на уровень квалификации, который он может постоянно увеличивать, если того от него требует современность и условия его службы в конкретных войсках. По окончании военной службы социальный статус военнослужащего может измениться, но воинские звания также могут остаться закрепленными за ним самим. К тому же, необходимо подчеркнуть, что он имеет право на пенсионное обеспечение с учетом его стажа военной службы, воинских достижений.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социальный статус военнослужащего 440 ₽ Реферат Социальный статус военнослужащего 280 ₽ Контрольная работа Социальный статус военнослужащего 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Таким образом, социальный статус военнослужащего обладает определенным уровнем стабильности и дает возможности для получения некоторых привилегий со стороны государства и общественности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: