Академия ФСБ: факультеты, специальности, экзамены. Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Защита государства во все времена была почетной деятельностью. Люди, непосредственно осуществляющие её, пользовались в обществе большим почетом и авторитетом. Помимо того, постоянные войны, которые велись на протяжении всей человеческой истории, существенно обогащали представителей военного сословия. В некоторых странах военные считались высшей кастой с наибольшим количеством прав. Отличным примером являются японские самураи. Однако на территории нашего отечества также во все времена славили воинов и их достижения. Следует отметить, что большое значение имеет система подготовки подобных людей. Ведь потребность в наличии профессиональных военных никогда не отпадет. Сама система подготовки солдат требует особого подхода, так как их мастерство состоит не только из физической силы, но еще и определенных психологических качеств. В данном случае стоит отметить специфику обучения элиты всех вооружённых и силовых формирований, то есть разведки и государственной безопасности. Последняя структура выполняет в современном мире крайне важные функциональные задачи. Поэтому подготовка её представителей должна осуществляться на высшем уровне. В Российской Федерации на сегодняшний день существует Федеральная служба безопасности. Это ведомство занимается обеспечением безопасности нашей державы. Специалистов для его рядов готовят в особом высшем учебном заведении, Академии ФСБ.

Что такое Федеральная служба безопасности?

Как уже указывалось ранее, в любом государстве большую роль играют силовые подразделения. Федеральная служба безопасности Российской Федерации относится к подобным формированиям. Численность ведомства на сегодняшний день засекречена. Главной задачей является обеспечение государственной безопасности Российской Федерации.

академия фсб факультеты
Нужно отметить тот факт, что ФСБ, согласно существующему законодательству, является органом, который уполномочен реализовывать оперативно-розыскную деятельность. Кадровый состав ведомства пополняется за счет набора на военную и гражданскую службу. Согласно нормативным актам, регулирующих работу ФСБ, её деятельность ведется по следующим направлениям, а именно:

— контрразведка;

— борьба с терроризмом;

— деятельность разведывательного характера;

— пограничная деятельность;

— информационная безопасность;

— борьба с преступностью особо опасной формы.

Главным учебным заведением ведомства является Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Кому можно проходить переподготовку

Работник ФСБ

Согласно пунктам 2 и 3 Приказа № 606 право приобрести дополнительную гражданскую профессию может любой военнослужащий ФСБ при соблюдении следующих условий:

  • Выслуга должна быть не менее 5 лет. Время обучения в военных училищах или академиях при этом не учитывается. Считается только срок непосредственной службы.
  • Обязательное наличие базового профессионального образования – высшего или среднего. Это требование касается не только военнослужащих, но и гражданских слушателей курсов переподготовки. Учреждения ДПО не принимают на обучение людей без дипломов.

Тем военнослужащим, которые не имеют достаточной выслуги и не соответствуют другим требованиям, теоретически тоже можно поступить на переподготовку. Но они будут учиться за свой счет и без отрыва от службы.

Подать рапорт и получить направление на курсы профпереподготовки можно в год увольнения со службы. Основания для увольнения, при которых контрактник получает право на переобучение, могут быть такими:

  • достижение возрастного порога несения военной службы;
  • окончание контракта;
  • ограничения по здоровью;
  • штатные реорганизации.

На все время обучения за военнослужащим сохраняется обеспечение всеми положенными ему видами довольствия.

Общие сведения про высшее учебное заведение

Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации представляет собой военное заведение, которое осуществляет подготовку офицерского состава для органов ФСБ. Помимо того, в данном заведении также обучаются кадры для иных разведывательных ведомств, а также специальных служб дружественных государств. То есть мы говорим о комплексном военном учреждении, имеющем достаточно широкую подготовительную базу.

академия федеральной службы безопасности российской федерации
Академия была создана в 1992 году специальным указом Президента. Основой для образования данного заведения стала Высшая школа КГБ имени Феликса Эдмундовича Дзержинского.

История создания академии

Свою историю академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, начинает от курсов Всероссийской чрезвычайной комиссии, образованной в 1921 году. На курсах подготавливали оперативный состав для ВЧК. Стоит отметить, что значительный вклад в подготовку, вложили преподаватели, которые имели достаточно большой оперативный опыт, полученный при осуществлении специальных операций «Трест» и «Синдикат». В 1934 году в структуре силовых ведомств государства происходят кардинальные изменения.

остроухов виктор васильевич
Создается Народный комиссариат внутренних дел. Это приводит к созданию Центральной школы Главного управления государственной безопасности в структуре Советского НКВД. В период Второй мировой войны учебное заведение выпускает несколько тысяч работников, которые сумели организовать достаточно эффективную борьбу с фашистами. Очередная реформация школы происходит в 1952 году. На её базе образовывается Высшая школа МГБ СССР. В 1962 году данному учебному заведению присваивается имя Феликса Эдмундовича Дзержинского.

академия фсб факультеты для девушек

Структура академии

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, производит подготовку кадров по многим специальностям, востребованным на сегодняшний день в силовых и военных ведомствах. Структура высшего заведения содержит в себе три основных сегмента, в составе которых производится обучение.

1) Институт подготовки оперативного состава осуществляет квалифицированную подготовку кадров по ряду основных направлений деятельности ФСБ. В рамках этого подразделения академии действует следственный факультет и контрразведывательный. В обоих случаях выпускники учреждения получают диплом по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». На первом факультете института подготавливают работников следственных подразделений ФСБ, а на втором – оперативных. При этом контрразведывательный факультет обучает сотрудников по двум специфическим направлениям: оперативная деятельность со знанием иностранных языков и знанием современных информационных технологий.

2) Вторым подразделением академии является институт криптографии, связи и информатики. Его выпускники на сегодняшний день по праву считаются лучшими специалистами в области информационной безопасности. В конце обучения сотрудникам дается такая квалификация, как «специалист по защите информации».

3) Факультет иностранных языков – это самое молодое подразделение университета. Оно было создано в 1990 году. На базе факультета подготавливаются профессиональные переводчики для органов ФСБ.

Особенности поступления – первые этапы

Существует множество особенностей процесса набора, которыми славится академия ФСБ. Факультеты и специальности разной направленности пополняются кадрами абсолютно на равных условиях. Первым этапом отбора является медкомиссия. Для поступления в академию необходимо иметь крепкое здоровье. Его будут проверять на протяжении всего срока обучения в учреждении.

академия фсб факультеты и специальности
Второй этап – это полиграф. Многие абитуриенты ошибочно считают подобную проверку чем-то легким. Однако на полиграфе проверяются честность, уважение человека к воинской службе, его податливость управлению и т. п. Поэтому к проверке необходимо подходить максимально серьезно.

академия фсб факультеты экзамены

Порядок действий при поступлении на профпереподготовку

Выбрав подходящую программу, военнослужащий должен подать рапорт в отдел кадров. В нем нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество, дату рождения и воинское звание;
  • уровень образования с указанием квалификации и специальности;
  • информацию о выбранной программе переподготовки;
  • личный номер;
  • название должности;
  • общий срок службы;
  • основание для увольнения.

К рапорту прилагаются копии дипломов. Сроки подачи пакета документов строго регламентируются и зависят от причины увольнения:

Причина увольненияСрок подачи рапорта
Достижение возрастного порога
  • Тем, кто не собирается продлевать контракт, – за полгода до наступления предельного возраста или окончания срока контракта.
  • Тем, кто хотел продлить контракт, но получил отказ, – в течение 10 рабочих дней после получения отказа.
  • Тем, кто уже достиг предельного возраста и хочет уволиться до окончания срока контракта, – не позднее 3 рабочих дней после подачи рапорта об увольнении.
Окончание контрактаНе позже чем за 4 месяца до завершения службы.
Штатные реорганизацииНе позднее 10 рабочих дней после получения информации об изменениях в штате.
Состояние здоровья
  • Не годные к военной службе – в течение 10 рабочих дней после получения заключения ВВК.
  • Ограничено годные – в течение 3 рабочих дней после подачи рапорта об увольнении.

После этого остается только ждать направления на обучение. Отдел кадров формирует списки желающих пройти профпереподготовку, мониторит подходящие образовательные центры, направляет заявку в финансовую службу и готовит все необходимые документы.

Специальные экзамены и оценка физической подготовки

Если абитуриент не имеет каких-либо замечаний по своему психическому и физиологическому уровню, то его допускают до внутренних экзаменов. Физическая подготовка проверяется тремя зачетами: подтягиваниями, бегом на 100 и 3000 метров.

контрразведывательный факультет
Дополнительными испытаниями являются экзамены по отдельным дисциплинам. Для поступления на тот или иной факультет проверяются знания по разным предметам. Например, следственное подразделение проводит дополнительный экзамен по обществознанию и русскому языку, а институт криптографии – физике и математике. Достаточно неплохо перед поступлением воспользоваться специальными подготовительными курсами, которые повышают уровень абитуриентов.

Процесс обучения

Академия ФСБ, факультеты которой представлены в статье, подготавливает высококвалифицированных специалистов. Процесс обучения достаточно сложен и специфичен. Учащиеся активно изучают юриспруденцию, математику и иностранные языки. Большое внимание уделяется физической подготовке, так как она является одним из профилирующих предметов. Большинство предметов засекречено. Некоторые предметы преподаются таким образом, что из аудиторий нельзя выносить даже ручки, не говоря уже о записях.

Требования к программам

Минимально возможный объем программ переподготовки – 250 академических часов. Но при выборе курса необходимо также обратить внимание на распределение учебной нагрузки. Например, есть программы с небольшим объемом в 250 часов, но растянутые на 6 месяцев обучения. С другой стороны, существуют трудоемкие курсы, от 500 часов и более, освоить которые можно за 3-4 месяца.

Продолжительность обучения важна, поскольку приказ ФСБ № 606 накладывает на нее некоторые ограничения. Согласно пункту 1, она не должна превышать 4 месяцев.

Повседневная жизнь учащихся

Тот факт, что учеба в академии ФСБ может сильно сплотить людей, не является преувеличением. На протяжении всех годов службы студенты в данном учреждении практически постоянно контактируют друг с другом. Но это далеко не все особенности подготовки. К примеру, студентам нежелательно распространять ведомости о своем обучении в социальных сетях. Запретом также покрывается общение с друзьями об этом.

Следует отметить, что большую долю всех студентов составляют девушки. Они в равной степени с представителями сильного пола могут заявлять, что их как профессиональные кадры выковала знаменитая академия ФСБ. «Факультеты для девушек» — это распространенное заблуждение. Таких подразделений попросту нет. Девушки поступают вместе с юношами на те факультеты, которые предусмотрены структурой высшего учебного заведения.

Как проходит обучение в вузах ФСБ?

Логично предположить, что подготовка будущих офицеров в узкоспециализированных вузах отличается от обычного процесса получения высшего образования. Учебные планы, которые используются в таких учебных заведениях, преимущественно закрыты.

В нашей стране есть такой стандарт, как ФГОС для ВПО – это требования, которые предъявляются к программам высшего профессионального образования и должны соблюдаться всеми вузами, имеющими государственную аккредитацию. Однако даже этот стандарт не властен над военными вузами ФСБ России: он действует лишь для первых двух базовых циклов, которые одинаковы для всех специальностей.

Первый цикл предполагает обязательное изучение правоведения, основ управленческой деятельности, философии, экономики и иностранного языка. Второй – физики, теории информации, информатики, матстатистики, дискретной математики, матанализа, аналитической геометрии и теории вероятностей. Далее идут профессиональные узкоспециализированные дисциплины, информации о которых нет в открытом доступе (исключение составляют предметы, связанные с программированием, информационной безопасностью, документоведением и т.п.).

При этом нужно понимать, что учеба в ФСБ и последующая работа в структуре – это военная служба. А она предполагает разъездной характер. Поэтому многие выпускники не возвращаются в свои родные регионы, а едут туда, куда их направят (это может быть любой населенный пункт России и даже заграница).

Руководство академии

На протяжении многих лет академию возглавляли представители высшего офицерского состава. На сегодняшний день начальником является Остроухов Виктор Васильевич. Он носит звание генерал-полковника. В свое время Остроухов Виктор Васильевич окончил Высшую Краснознаменную школу КГБ. Помимо военной деятельности, он также ведет научную и является доктором юридических наук.

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет академия ФСБ. Факультеты, экзамены и специфика обучения были представлены в статье. В заключение стоит отметить, что работа в органах государственной безопасности подходит далеко не для всех. Но если вы твердо решили стать сотрудниками данного ведомства, то любые сомнения нужно отбросить и упорно идти к своей цели.

Курсы усовершенствования офицерского состава

…я под собрал некоторую информацию по разным изданиям: Спецрезерв КГБ. Легендарный КУОС В марте 2009 ветераны спецназа КГБ отмечали 40 летие легендарного КУОС. Официальным днем рождения в/ч 93526 считается 19 марта 1969 года. Именно тогда Коллегией КГБ принимается решение о создании в составе Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР, но в оперативном подчинении разведки Курсов усовершенствования офицерского состава. (……) Уже после первых выпусков был наработан положительный опыт, но наряду с этим обратились и существенные недостатки. Основной из них заключался в том, что не было условий для проведения полномасштабных полевых занятий. Стало ясно, что нужна специализированная материальная база. Наконец, и это очень важно, преподавательский состав, привлекаемый к занятиям с разных кафедр, не был связан единством учебного процесса. Боевая обкатка в кризисных ситуациях за рубежом позволила вскрыть недостатки, связанные прежде всего с несогласованностью различных видов подготовки, уязвимостью используемых прикрытий и легенд, недостаточной изученностью и применением средств связи, шаблонностью каналов переброски, дефицитом знаний местных языков и т.д, Уроки Чехословакии, а также других событий конца 60 — начала 70-х годов (теракты в Израиле, на мюнхенской Олимпиаде и др.) ускорили разработку предложений о создании спецфакультета на базе ВКШ КГБ, возрождавшего подготовку командного состава спецназа госбезопасности. В 1968 году активизировалась подготовка к преобразованию спецкурса в автономное подразделение — факультет-кафедру специальных дисциплин. В 1969 году была сформирована новая структура подготовки кадров. Согласно Положению, подписанному председателем КГБ Юрием Андроповым, предписывалось иметь три названия: Специальные курсы КГБ СССР, КУОС и в/ч 93526. (……) Учебно-воспитательная работа на Спецкурсах возлагалась на ВКШ КГБ. Ее функционально обеспечивала 13-я кафедра спецдисциплин, входившая в структуру Спецкурсов, а также целый ряд вспомогательных служб обеспечения. Наиболее специфической их единицей был отдельный взвод учебного обеспечения, комплектовавшийся солдатами срочной службы. В их задачу входили действия за противника на учениях, обеспечение учебных занятий, деятельности посредниковна учениях, обслуживание автотранспорта и т.д. Изменения коснулись не только места дислокации КУОС, но и увеличился срок обучения. Теперь на подготовку отводилось семь месяцев. За этот период слушатели проходили интенсивную специальную физическую, огневую, воздушно-десантную и горную подготовку. Осваивали специальную тактику, минно-подрывное дело, топографию, совершенствовали навыки разведывательной деятельности, изучали опыт партизанской борьбы и многое другое: агентурная разведка, визуальное наблюдение, наружное наблюдение, оперативная оперативное и физическое проникновение на объекты с особым режимом, особенности физической и технической защиты таких объектов и способы их преодоления; минирование и организация диверсий, обезвреживание взрывных устройств иностранного производства, а также СВУ; владение отечественным и иностранным стрелковым оружием, специальным вооружением; рукопашный бой; управление различными видами транспорта, в том числе в экстремальных условиях; подбор и оборудование крупногабаритных тайников в городских и полевых условиях; оперативная топография; средства спецрадиосвязи, шифровальная работа и техника; полевое базирование, методы выживания в экстремальных условиях; преодоление естественных и искусственных преград; морально-волевая и психологическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях; подбор площадок для посадки и взлета вертолетов и самолетов малой авиации; силы, средства, методы и тактика действий спецслужб и полиции в особый период; технические средства и способы обеспечения безопасности на территории боевых действий; методы деятельности сил специальных операций, террористических и экстремистских группировок, антитеррористический курс. Много лет спустя последний руководитель КУОС Сергей Голова рассказал: «Насколько я знаю, идея создания КУОС давно витала в воздухе и по этому поводу к руководству страны неоднократно обращались некоторые бывшие командиры партизанских соединений. Но только с приходом в КГБ Юрия Владимировича Андропова вопрос был решен положительно; он понимал, что неподготовленность в мирное время к партизанской и разведывательно-диверсионной войне, когда начинали «разговаривать пушки», всегда оборачивалась трагедией. — В чем заключалась специфика программы КУОС? — Программа была разработана на основе опыта боевой деятельности спецподразделений и партизанских формирований в период Великой Отечественной войны и боевых действий ВДВ. Оперативную подготовку вели преподаватели 101 й школы ПГУ и работники Отдела «В» разведки. Все они были участниками Великой Отечественной и имели большой боевой опыт. — Где территориально проходили тактические занятия? — На специально подобранных учебных полях. Для работ с боевыми минно-взрывными средствами оснастили полигон. Для огневой подготовки использовались тир и стрельбище ВКШ. Обучение заканчивалось воздушно десантной подготовкой на базе одной из дивизий ВДВ и экзаменами. — Что представлял собой контингент, обучавшийся на КУОС? — Подготовку проходили офицеры территориальных органов КГБ, назначенные в специальный резерв на «особый период». В их задачи входила организация партизанского сопротивления и непосредственное командование диверсионными группами в случае войны. Они прибывали со всего Советского Союза, а после окончания КУОС возвращались на прежние места службы. Подготовка осуществлялась впрок, т. е. выпускники-командиры зачислялись в спецрезерв КГБ СССР, продолжая службу там, откуда были командированы на учебу. — Иначе говоря, рядовой выпускник КУОС не только владел всеми знаниями и навыками командира специального назначения, но по заданной матрице мог подготовить разные по профилю группы и использовать их по назначению? — Совершенно верно: за семь месяцев слушатель овладевал навыками агентурной разведки и был в состоянии передать по радиостанции шифрограмму. Он мог заминировать и качественно подорвать объект с помощью штатной армейской взрывчатки или собственного изготовления. Еще один важный момент— знание специальной тактики малых разведывательно-диверсионных групп в сложных условиях тыла противника. Вступая в командование такой единицей, ее командир становился инструктором-методистом по всем специальностям своего личного состава. Если требовала обстановка, должен был обучить членов своей оперативно-боевой группы с нуля. В связи с этим все занятия на КУОС проводились в условиях, приближенных к боевым, с обозначенным противником, в том числе и на реальных объектах, при любых погодных условиях. Людей необходимо было загодя адаптировать к экстремальным ситуациям. Мы учили их, как переносить жару, терпеть голод, действовать ночью, спать на снегу и так далее. Ребята отрабатывали вопросы тактики, радиодела, минно-подрывной, парашютно десантной, огневой, горной, физической подготовки и других специальных дисциплин. Изучали все виды отечественного стрелкового оружия, а также вооружение почти всех стран мира. Два месяца отводилось для восстановления знаний, полученных еще в военных училищах. А дальше начинались практические занятия. Слушателей заставляли действовать в условиях постоянного физического и психологического напряжения. Обыкновенный марш-бросок инструкторы превращали в настоящую каторгу. По всему маршруту движения курсантов поджидали разнообразные ловушки. Для имитации передвижения с раненым использовалась семидесятикилограммовая кукла. Помню, как после доклада о завершении марша слушатели от души пинали ее ногами. — Зачем?! — Таким вот нехитрым образом снимали стресс. Естественно, что большое внимание мы уделяли психологической подготовке слушателей в условиях больших физических и эмоциональных нагрузок на учениях. Многие после окончания КУОС продолжали совершенствовать приобретенные знания. Поступали в аспирантуру ВКШ и затем зачислялись в штаты преподавателей. Другие выпускники после возвращения на прежнее место службы добивались включения их в штат преподавателей КУОС и занимали различные должности. Кроме того, ежегодно в бригадах спецназа армии и флота проводились сборы, тренировки и учения спецрезервистов КГБ, в том числе слушателей КУОС, что позволяло сколачивать группы и нацеливать их на конкретные регионы и объекты. — Сергей Александрович, а кто занимался проблемами психологической адаптации личного состава? — Специалисты Центральной научно-исследовательской лаборатории психофизиологии и коррекции КГБ СССР. В результате многоэтапных исследований сотрудник этой лаборатории Маина Петровна Поляченко разработала комплекс методов, способных с высокой точностью выявить сильные и слабые стороны человека для дальнейшей коррекции личности с целью оптимальной адаптации к любым нештатным ситуациям. — Имелись ли факты нарушения дисциплины, и каким образом с ними боролись? — Очень просто: нарушитель «наматывал» несколько дополнительных кругов в бронежилете. Впрочем, слушатели вели себя дисциплинированно. Бывало, что выпивали, но знали меру. Помню, впрочем, один неприятный инцидент: во время увольнения двое слушателей зашли в ресторанчик, после один вернулся, а другого за столиком разбудила милиция. Я наказал того, кто оставил товарища. В спецназе есть неписаное правило: в каком составе группа ушла, в таком должна и вернуться. — Сколько офицеров КГБ ежегодно проходило через вашу кузницу спецкадров? — Около шестидесяти командиров оперативно-разведывательных групп специального назначения. — Занимаясь подготовкой кадров спецназа «холодной войны», вы наверняка изучали опыт подразделений стран вероятного противника? — В составе КУОС действовала кафедра, которая готовила рекомендации. У нас имелись под рукой все необходимые материалы, в том числе методики подготовки рейнджеров, «зеленых беретов», «морских котиков». — Вы рассказывали, что в КУОС слушателей учили действовать в самых сложных условиях, в том числе в горной, пустынной и лесисто-болотистой местности, а где именно? — В последние годы основные тренировки проводили на территории Армении и Азербайджана. Там можно было смоделировать условия Афганистана. Всегда уделяли большое внимание рукопашному бою, потому что он закаляет волю, а для этого подходят условия и средней полосы России. Вместе с тем надо понимать, что пуля все равно быстрее. Бойцы имеют оружие и его действие более эффективно, нежели кулак. Чтобы снять часового гораздо разумнее применить бесшумное оружие. На крайний случай можно использовать нож или веревку. — Тактические учения проводились на реальных объектах? — Здесь на первый план выходят вопросы безопасности. Мы не могли рисковать жизнью людей, ведь при угрозе объекту часовой обязан открыть огонь на поражение. В свою очередь, по тем же соображениям безопасности слушатели не могли применять все известные им способы проникновения на охраняемый объект. Хотя мы иногда договаривались с руководителями Министерства обороны и проводили совместные учения, тогда спецназ действовал против реальной охраны и даже в условиях подземных коммуникаций. — Наставникам тоже ведь доставалось. — Практически все преподаватели проходили воздушно десантную и горную подготовку и наравне со слушателями участвовали в тактических комплексных занятиях и учениях. Наравне с выпускниками преподаватели КУОС участвовали в боевых и специальных операциях. Начальник КУОС полковник Бояринов погиб при штурме Тадж-Бека. Сам факт его непосредственного участия в операции говорит о многом. Что касается выпускников, то многие впоследствии были зачислены в штат спецподразделения «Вымпел». Здесь же, в Балашихе, прошли подготовку многие «альфовцы», участвовавшие в боевых операциях. Среди них— Кузнецов Геннадий Андреевич, Изотов Юрий Антонович (ныне покойный) и группа Хамидуллина Дамира Гарабовича. —«Особый период», к счастью, не наступил. А где были востребованы диверсанты-разведчики, прошедшие КУОС? — Наши выпускники штурмовали, как я уже говорил, Тадж-Бек, воевали в Афганистане и Чечне, принимали участие в антитеррористических мероприятиях внутри страны, осуществляли советническую деятельность в Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Лаосе и многих других странах третьего мира.» 0 высоком уровне подготовки выпускников КУОС рассказал и другой руководитель этого учебного заведения Петр Нищев, Он утверждает, что «ежегодно готовилось около 60 командиров оперативно-разведывательных групп специального назначения органов государственной безопасности по семимесячной программе для действия в глубоком тылу противника в военное время. Подготовка осуществлялась впрок, т.е. выпускники-командиры зачислялись в спецрезерв КГБ СССР, продолжая службу там, откуда были командированы на учебу. Подготовленный на КУОС командир профессионально владел всеми знаниями и навыками члена группы специального назначения: агентурной разведкой, минно-взрывным делом, специальной тактикой малых групп, радиошифровальным делом, самбо и многим другим. Вступая в командование спецгруппой, ее командир становился инструктором-методистом по всем специальностям своего личного состава. Если требовалось, то обязан был учить членов группы с нуля… Пополнение преподавательского состава кафедры осуществлялось из спецрезерва командиров. Сама комплектация кафедры, таким образом, порождала единство взглядов на учебный процесс. Контингент обучаемых формировался из оперативных сотрудников преимущественно территориальиых органов КГБ, имеющих опыт контрразведывательной работы, владеющих одним-двумя иностранными языками, с определенными личными и деловыми качествами. Отбор кандидатов на учебу регламентировала директива председателя КГБ СССР. За него несли личную ответственность руководители территориальных органов госбезопасности. Учебный процесс строился с максимальной полевой и полигонной практикой, полностью обеспеченной методической и материальной базой, Все слушатели отрабатывали воздушно-десантную, горно-альпинистскую подготовку, а некоторые и легководолазную. Благодаря высокой профессиональной подготовке, выпускники КУОС пользовались большим кадровым спросом по всем направлениям чекистской деятельности». В 1973 году под редакцией заместителя начальника отдела «В» Управления «С» ПГУ КГБ полковника Лазаренко А.И. была издана монография «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности разведывательных групп». В этой работе был аккумулирован советский и зарубежный опыт по вопросам партизанской и контрпартизанской войны, повстанческих и контрповстанческих операций, разведывательных и контрразведывательных мероприятий в условиях вооруженного противостояния. В 1978 году состоялись Всесоюзные показательные учения в Ленинградской области. Эти учения, как и многие другие, проводились с привлечением сил и средств КГБ и МВД СССР в качестве условного противника. В сложной оперативной обстановке, в условиях ужесточенного контрразведывательного режима учебная группа КУОС во главе с Яковом Семеновым осуществила боевое десантирование, без потерь прошла многокилометровый маршрут и захватила «секретоносителя». Анализ учений показал, что некоторые элементы специальных мероприятий слушатели выполнили со значительным превышением аналогичных американских нормативов, разработанных для «зеленых беретов». В 1993 году КУОС был расформирован. По утверждению одного из руководителей этой структуры — Петра Нищева, «после развала СССР не только КУОС упразднили, но и имело место указание уничтожить все его архивы. Все и сожгли. Там и опыт был, и методики, и обширная уникальная специализированная библиотека, причем с очень большим фондом литературы на иностранных языках». Из-за недальновидности тогдашних «реформаторов» страна потеряла поистине уникальное специальное формирование, способное защитить ее стратегические интересы. …Добавлю от себя, что уничтожение КУОС было осуществлено тогдашним Демократическим руководством РФ, по настоятельным просьбам американцев. Непосредственно это сделал тогдашний глава ФСК Бакатин, который сдал вообще всё и вся. ….мне посчастливилось немного поучиться у выпускника КУОС, тогда уже пожилого полковника. Он готовил диверсантов и разведчиков в Афганистане. А любая его лекция сводилась тому, как из подручный средств изготовить взрывчатку. Ещё он рассказывал, что разработал систему защиты Таджико-Афганской границы, в условиях ограниченных возможностей СНГовой реальности. Она заключалась в установке системы минных заграждений с электронным управлением, где малочисленные пограничные силы могли бы только осуществлять контроль. Увы, тогдашнее руководство сочло это «не гуманным». Для себя я почерпнул преподавательский принцип КУОС – учебная задача ставиться и сначала люди должны попробовать выполнить-сообразить сами, а потом, на основе их уже практического опыта, делаются поправки и показываются оптимальные пути решения…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: